Час ночи, два часа ночи, три часа ночи, четыре часа УТРА.
Если верить этой последовательности, то утро у нас начинается в четыре часа.
1Ин.2:28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.
Откр.22:16 Я, Иисус… звезда светлая и утренняя.
Можно сказать именно тогда начинается и день. А если день длится двенадцать часов, то в шестнадцать часов этот день заканчивается.
Возможно, именно поэтому в монастырях со строгим монастырским уставом пищу во время поста принимают один раз в день, как раз-таки в это время, примерно в 15—16 часов, а то и вовсе поздним вечером.
Ин.11:9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне?
Дело в том, что еда может сбивать духовные устремления, бодрствование, осознанность, умную молитву, в общем, все то, в чем обычно пребывают монахи и подвижники.
Лк.22:30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Это не простые слова, «ешьте и пейте за трапезой Моею» можно рассматривать и как заповедь. Заповедь, которая имеет прямое отношение ко всем Христовым, абсолютно ко всем.
Но когда именно можно есть? Если ты занимаешься стяжанием Духа Святого, учишься пребывать в духе и истине, то скорее всего основной прием пищи возможен только ближе к вечеру.
Еккл.10:16 Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано!
Под трапезой Христовой часто понимают именно вечерю.
Мк.14:17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
Откр.3:20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
Или же все-таки речь идет о трапезе пред Солнцем, в те моменты, когда Сын Человеческий как бы находится перед тобою, лицом к лицу, за одним столом, то есть не только вечером, но и утром.
Исх.16:12 вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.
Однако утренняя трапеза явно должна быть намного скромнее вечерней. В принципе в монастырях так все и утроено, что рано утром, как бы тебе не хотелось, хорошенько поесть у тебя все равно не получится.
Однако даже там, где вкушение пищи разрешено только один раз в день, фактически вкушают ее два раза.
Причастие — это тоже вкушение пищи, и еще какое! Некоторые из монахов причащаются очень часто, практически каждый день.
Исх.16:12 поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.
Под хлебом вполне может подразумеваться малое вкушение пищи во свете. А под мясом скорее всего подразумевается не само мясо, а прием основной, более тяжелой пищи.
В буддистских монастырях со строгим монастырским уставом монахи также едят всего лишь один раз в день (иногда два), до полудня, основной прием пищи у них в районе 10—11 часов, после этого они ничего не едят, только пьют, но при этом просыпаются они очень рано, в 3—4 часа утра. Буддистские монахи явно живут по Солнечным часам.
Пс.109:1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
Отец находится над нами всегда. Свет Отца непрерывно спускается к нам с небес.
Пс.18:2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
Когда Солнце начинает подниматься высоко над горизонтом, Оно перестает находится одесную (справа от) Отца, и фактически свет, исходящий от Сына Человеческого, сливается со светом, идущим перпендикулярно поверхности Земли, от Отца с небес.
В тот момент, когда Солнечный свет и свет от Отца сливаются воедино, и происходит так называемое окончательное повержение врагов в подножье ног Сына Человеческого. Происходит некий резонанс, слияние сил Сына и Отца. Свет начинает палить всех и вся, в том числе и самих подвизающихся.
В это время явно лучше не есть. Полуденные часы для рожденных от духа и желающих удержаться в духе и истине являются самыми тяжелыми из всех.
Сир.43:3 В полдень свой оно иссушает землю (душу), и пред жаром его кто устоит?
Ближе к 15—16 часам свет Сына Человеческого уходит как бы влево от Отца, силы тьмы попалены, и можно спокойно принимать пищу, не опасаясь за последствия.
Мф.20:9—12 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
И пришедшие первыми и пришедшие около одиннадцатого часа получили одно и тоже — освобождение. Освобождение от темных сил, и возможность спокойно без опасения вкусить пищу и немного отдохнуть.
До этого момента силы тьмы ведут активную борьбу за выживание, за то, чтобы кого-нибудь вынудить хорошенечко поесть, или не дать как следует помолиться, или помешать пребыванию в Слове, или раздражить чем-нибудь, или вынудить поболтать с кем-нибудь не о чем, или занять человека чем-нибудь совершенно бесполезным, или, или, или.
Мк.13:15 а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
Лев.14:46 кто входит в дом во все время (греч. в течение дня), когда он заперт (то есть когда нельзя входить), тот нечист до вечера;
Под вхождением в дом подразумевается активизация тех слоев души, которые ответственны за переваривание пищи.
Однако все вышеперечисленное по большому счету относится только к распорядку дня и приведению в порядок души, есть моменты новозаветные, которые касаются духа и более длительных периодов.
Мк.2:19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
Мы есть то, с кем мы общаемся, мы есть то, во свете кого мы пребываем. С кем застану, с тем и сужу.
То есть, для чего пост? Не для того ли, чтобы пребывать во Христе, во свете, но, когда Христос воцарился, то есть Солнце начало светить с той силой, с которой не светило до этого, и положило всех врагов Своих в подножье ног Своих, для чего продолжать поститься?
Все это очень похоже на то, о чем говорил Преподобный Серафим Саровский
Но и тут надобно молиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святый не сойдет на нас в известных Ему мерах небесной Своей благодати. И когда благоволит Он посетить нас, то надлежит уже перестать молиться. Чего ж и молиться тогда Ему: «Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша», когда уже пришел Он к нам, во еже спасти нас, уповающих на Него и призывающих Имя Его Святое во истине?
В осенне-зимний и весенний период нам всем не достаёт Солнечного света, который помогает нам преодолевать все то, с чем мы постоянно видимым и невидимым образом боремся.
Не только духовные, но и простые болезни имеют свойство погибать на корню при обычном, казалось бы, Солнечном свете. Именно поэтому большинство санаториев, лечебниц, профилакториев располагаются на юге на берегу моря, в тех местах, где Солнечного света в разы больше. Солнечный свет явно является лекарством.
Итак, когда наступают Солнечные дни, смысл в посте пропадает. У тонкого духовного человека во свете уже не будет всех тех напастей, с которыми он боролся в пасмурные дни, даже если он хорошенечко поест или, что тоже по неосторожности бывает, переест.
Ну, а как же тогда относиться к словам Иоанна Лествичника?
Присмотрись и увидишь, что объедение есть единственная причина потоплений, с нами случающихся. Ум постящегося молится трезвенно, а ум невоздержного исполнен нечистых мечтаний.
А также к словам самого Христа?
Лк.21:34 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
Подождите, а если мы объелись и сердца наши не отяготились, занялись кучей дел и они нам в радость, выпили и не опьянели, не показатель ли это того, что мы верно постились, и под конец просто вошли в радость Господина своего?
Ведь тот же преподобный Иоанн Лествичник, явный борец с чревоугодием, писал о переедании так
но нет ничего в человеках, чтобы могло меня совершенно упразднить. Кто стяжал Утешителя, тот молится Ему против меня, и Он будучи умолен, не попускает мне страстно действовать в нем.
Исходя и всего того, что написано выше, скажите, может ли Солнце, являясь по сути своей Духом Святым, также не попускать страстно действовать страсти чревоугодия в человеке, как и Утешитель, о котором пишет преподобный Иоанн Лествичник?
Конечно же, может! Ибо Солнце есть Солнце правды, и Оно не может не исцелять любящих Его.
Мал.4:2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;
Бог напрямую изливает Свой Божественный свет в этот мир через Сынов Своих, через Христа, через Солнце.
А вот для того, чтобы сохраниться, к примеру, ночью без порока Отец таки и освещает нас Духом Своим Святым, зажигает наш Светильник, и наша задача удержать этот Светильник горящим, а если уж кто не сумел, то терпением пусть спасает душу свою и ожидает того самого милосердия, о котором говорил пророк Иеремия.
Плч.3:22 по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось, Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!
Однако стоит отметить, что недостойно вошедший в радость Господина своего очищен будет не сразу, а только тогда, когда Сын Человеческий положит всех врагов своих подножье ног своих. В большинстве случаев враги кладутся только к 15:00—16:00, в некоторых особо тяжелых случаях только ближе к ночи.
То есть для тех, у кого проблемы с душой, «Не постыдиться в день пришествия Его» означает не только достойно встретить тот момент, когда свет, как сеть, найдет по всем лицу земному, но и все таки дождаться того момента, когда Солнце положит всех врагов твоих в подножье ног твоих.
Многие думают, что слова Христа об объедении, пьянстве и заботах житейских относятся только ко второму пришествию.
На самом деле данная заповедь имеет каждодневный смысл,
2Пет.3:8 Одно то́ не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
смысл, заключающийся в том, чтобы достойно встретить приход света в этот мир, именно встретить.
Лк.12:37—38 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу (ночи) придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.
Кому Иисус дал ключи от Царствия Небесного? Что есть ключ к разумению Писаний? Кто как не Петр прекрасно бы сейчас догадался о том, о чем именно идет речь. Честно признаюсь, иногда мне кажется, что сам Петр помогает мне делать различные умозаключения.
2Пет.1:15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
То есть, когда день настал, и ты вошел в него достойно, а еще возможно и дополнительно в чем-то потрудился, какой смысл продолжать поститься?
Иисус так и спрашивает у фарисеев, для чего вы поститесь? Не для того ли, чтобы пребывать во свете? А если вы во свете, для чего вам поститься?
Мк.2:19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься
Книга пророка Захарии
Зах.7:4—6 И было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали… для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?
И тут же Отец наш Небесный сам отвечает на поставленный вопрос и поясняет для чего на самом деле нужен пост.
Зах.7:9—10 так говорил тогда Господь Саваоф: производи́те суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы́ и сироты́, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем.
Но ведь — это и есть свет, ведь именно для того мы и постимся.
Мф.23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
Как все просто и понятно, не правда ли? Или как говорит апостол Павел
1Кор.8:8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
Потому что едим мы или не едим, и в правду, ни это приближает нас к Богу. А что тогда? А тО, для чегО мы едим или не едим.
Если мы едим для того, чтобы общаться с людьми, для того, чтобы пребывать в любви и гармонии, мы делаем это для Бога. Если мы не едим для того, чтобы, ограничив общение с другими, познать себя и домостроительство Божие — это тоже для Бога.
Речь не идет об откровенном обжорстве или переедании, речь идет о том, что все зависит от ситуации, в которой находится человек, от целей, которые ставит перед собою человек, и, конечно же, от самого человека.
Преподобный Исаак Сирин
Некто рассказывал мне из собственного своего опыта: «В которые дни имею я беседу с кем–нибудь, в те съедаю по три или по четыре сухаря на день; и если стану принуждать себя к молитве, то ум мой не имеет дерзновения к Богу и не могу устремить к Нему мысли. Когда же разлучусь с собеседниками на безмолвие, в первый день принуждаю себя съесть полтора сухаря, во второй — один, а как скоро утвердится ум мой в безмолвии, усиливаюсь съесть один целый сухарь — и не могу; ум же мой непрестанно с дерзновением беседует с Богом, хотя и не понуждаю его к тому, и светозарность Божества, не оскудевая, осиявает меня и влечет меня видеть красоту Божественного света и увеселяться ею. Если же во время безмолвия приключится кому прийти и говорить со мною хотя один час, невозможно мне тогда не прибавить пищи, не оставить чего из правила, не расслабеть умом к созерцанию оного света». Вот видите, братия мои, как прекрасны и полезны терпение и уединение, какую силу и какое удобство доставляют подвижникам. Блажен, кто ради Бога пребывает в безмолвии и один ест хлеб свой, потому что всегда он беседует с Богом. Ему слава и держава ныне, и всегда, и во веки! Аминь.