Глава 9: Логос, дух и душа

  • автор:

Что такое логос? Логос — это идея, это суть, это истина, это слово, это информация. Логос — это информация, сжатая в точку, в одну маленькую, маленькую точку, и содержащая в себе всё. Логос — это то, через что всё берет свое начало и продолжает существовать. Логос — это то, что поддерживает жизнь. Логос — это то, что можно назвать источником жизни. Логос — это то, из чего исходит уже все остальное.

 

Ин.1:3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

 

Логос есть дух, но дух в сконцентрированном в единичном варианте, а не в растекающемся или наполняющем все вокруг.

 

1Кор.2:10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.

Ин.7:38—39 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него.

 

То есть дух может существовать как точка, а может существовать и как нечто растекающееся и наполняющее все вокруг. Благо то, что мы с вами говорим на русском языке, благо то, что он позволяет нам на примере одного представить и образно ощутить, как взаимосвязано между собою и устроено, казалось бы, что-то совершенно другое.

Что такое логос, дух и душа легче всего объяснить на примере обычных духов, а точнее капельки духов.

 

Дух (греч. πνεῦμα) — пневма, ветер, дыхание, дуновение.

 

Ин.20:22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

 

Отсюда скорее всего и произошло слово воздух. Воздух — возносящий духвозносящийся над водою дух.

 

Быт.1:2 Дух Божий носился над водою.

 

Дух — духи́ — запах — аромат

 

Логос — это точка. Логос — это маленькая, маленькая точка, капелька духов, которая непрерывным образом постоянно пытается наполнить собою все находящееся вокруг нее пространство.

Так вот, тот тонкий аромат, запах, который исходит от этой капельки — это дух. А то пространство, тот объем, который капелька сумеет наполнить собою, суть душа.

И в какой бы точке этого пространства мы бы с вами не находились, мы везде будем ощущать один и тот же аромат, источником которого является маленькая, маленькая точка, капелька, логос.

Дух, запах, аромат — это то, что несет в себе информацию, это то, что как бы старается постоянно наполнить само собою всё возможное вокруг себя пространство, и тем самым невидимым образом проявить себя.

Можно сказать, что таким образом устроен Тот, Кто в Библии именуется Богом. Так устроена вся Вселенная. Так устроены галактики и звездные системы. Все сотворено по образу и подобию Божьему. Так устроен и сам человек.

Душа — это то, что в какой-то степени имеет объём, дух — это то, чем этот объем наполнен. Дух как информация, душа как сосуд, который этой информацией наполнен. По отношению к душе человеческой дух, исходящий от логоса — это практически то же самое, что кровь по отношению к телу.

 

Лев.17:14 ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его;

 

Если же мы будем наполнять пространство иными запахами извне, а сердцевину, логос, капельку менять не будем, то сколько бы мы не проветривали помещение, сколько бы не перебивали аромат другими ароматами, капелька рано или поздно будет вновь и вновь наполнять пространство старым и всем давно знакомым ароматом.

Иными словами, сколько бы мы не наполняли нашу душу чем-то иным извне, без внутреннего личного устремления к Богу, без постоянного пребывания в Слове Божием, без активной деятельности логоса, душа, сколько бы человек, к примеру, не ходил в церковь, не причащался, не участвовал в обрядах, рано или поздно всегда будет возвращаться в исходное состояние, всегда.

Любой обряд, в том числе причастие должен быть осознанным, желанным, с внутренним деланием и пониманием того, к чему на самом деле прикасается человек и к чему на самом деле он должен стремиться. Если же всего этого нет, то сколько бы человек не причащался, не исповедался, причастие до сердца, до сердцевины, до логоса, не дойдет. По всем законам духовным не дойдет. Поэтому Иисус никому Себя и не вверял. Если Слова накопленного внутри не было, вверять человеку Себя было бесполезно.

 

Ин.2:24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех.

Ин.5:37—38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

1Ин.5:11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его (то есть в накоплении внутри себя Слова Божьего).

 

Можно очень долго обрядово воздействовать на людей, но пока сердцевина будет та же, пока логос, дух человеческий не проникнется Словом Божиим и не наполнится Им хотя бы, если можно так выразиться, на половину, результаты будут минимальны, поверхностны или же их не будет совсем.

 

Ин.15:3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

 

Иисус очищал апостолов через постоянное повторение одних и тех же фраз, через постоянное повторение одних и тех же притч, по пятдесят, по сто, по двести, по триста, по пятьсот раз. При однократном повторении слово в душу не проходит, оно и не может пройти — наша душа является защитной оболочкой, и ко всему новому имеет свойство всегда относится с осторожностью.

 

Лк.5:39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

 

Чтобы слово прошло в душу, душа должна не только многократно принять его, но и уразуметь, убедиться, что это действительно так.

 

2Пет.1:16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.

 

Однако это относится не ко всем.

 

Ин.20:29 ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

 

А вот тут уже без слова, без увещевания не обойтись.

Для того, чтобы поистине быть верующим, чтобы веровать по-настоящему, нужно копить слово, но в первую очередь то Слово, которое дано Отцом (Ветхим Заветом) и Сыном (Новым Заветом), а не кем-либо еще.

Уйти навечно к Отцу смогут только рожденные от Духа, те, кто накопил Слово Божие внутри себя и научился более-менее удерживаться в духе и истине. Человек душевный тоже может попасть в рай, но навечно в раю он остаться не сможет, по законам, изложенным в Библии, не сможет.

Хороший пример — Адам, который именно по причине того, что не удержался в истине, а точнее не имел понимания того, как это делать, как удерживаться в ней, и был изгнан из рая. Изгнан для того, чтобы родиться от Духа, накопить Слово, проникнуться Им и научиться удерживаться в Духе и Истине.

 

1Кор.15:45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.

 

В Библии сыновними свойствами наделен именно дух, душа же по большому счету выступает только в роли рабы, в роли ведомой сущности.

 

Ин.8:35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

Ин.15:15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьямипотому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

 

Рабы — это те, кто слышит, но не понимает сказанного в Священном Писании, не разумеет написанного, и если и исполняет сказанное Богом, то чаще всего только по форме, внешне.

Друзья же — это те, кто не только слышит, но и начинает понимать, догадываться, о чем именно говорится в Священном Писании, и что именно Бог пытается донести до нас через Слово в том или ином случае.

 

Притч.23:26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои

 

Сыны Божии, братья Христу, рожденные от Духа — это уже те, кто не только слышит, понимает, разумеет, но и исполняет. Исполняет не снаружи, а первую очередь и по большей степени внутри, внутри себя.

 

Иак.1:22—24 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

Иак.1:26—27 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

 

Язык произносит слово, в духовном мире слово есть мысль, мыслеобраз, язык суть дух.

Деян.2:3—4 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

 

Мысль, мыслеобраз — это то, что исходит от духа, от сердца, от логоса. И тот, кто не умеет обуздывать свои мысли и мыслеобразы, у того действительно пустое благочестие. Вы даже представить себе не можете, сколько энергии забирает у человека постоянный внутренний диалог или нескончаемый поток мыслей.

 

Притч.23:26 Сын мой! отдай сердце твое

 

Призирать, взирать на сирот и вдов нужно только тогда, когда их действительно притесняют. Нельзя развращать людей каждодневной помощью, иначе духовный человек вынужден будет постоянно погружаться в этот мир и тем самым, как говорит апостол Иаков, «оскверняться».

Однако же если сирота или вдова действительно оказываются притесненными, оказываются в тяжелой ситуации, приходят к нам и просят помощи, или же таковые просто оказываются на нашем пути, в этом случае, конечно же, мы должны им помочь, но помочь максимально быстро, отстраненно, сделать все от нас возможное, и тут же забыть об этом, и не только об этом, но и о тех, кому мы только что сейчас помогли.

 

Мф.6:3 когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая

 

Свою душу и свое сердце без присмотра оставлять нельзя. Пребывать в первую очередь нужно не во внешней добродетели, а во внутренней. Непрерывное устремление к Богу подразумевает постоянное пребывание в Слове Божием, в благой Его части, а не в мыслях и заботах о других, а уж тем более о земном.

 

Лк.10:41—42 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

 

И даже в тот момент, когда ты помогаешь другим, твои ум по возможности должен быть наполнен только мыслями о Боге, только Словом Божиим, какой-нибудь краткой молитвой или хотя бы ничем. Но для многих, для большинства, жить в двух режимах одновременно является задачей практически невыполнимой.

 

Мф.6:24 Никто не может служить двум господам

 

Речь идет о сердце, о логосе, о мыслях. Думать одновременно о Боге и о земном, смешивать два вида зерна на одном поле — одно и то же, что гнаться за двумя зайцами одновременно. Вот глубинный смысл сказанного апостолом Иаковом.

Логос — это в какой степени не только начало, но и конец. Логос — это наше направление. Логос — это то, к чему мы стремимся.

 

Откр.21:6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

 

Либо ты идешь в одном направлении, либо в другом, либо попеременно. Иного не дано.

 

Иак.1:22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только

 

Исполнять, понимать, разуметь в Священном Писании суть одно. Сыны Божии, братья Христу — это те, кто исполняет сказанное в Священном Писании в первую очередь внутри, в сердце, в логосе, в духе. Исполняют сказанное за счет пребывания в Слове и постоянного удержания себя в Духе и истине.

 

Ин.4:24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Лк.11:28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

 

Соблюдающие в первую очередь в сердце.

 

3Цар.10:8 Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!

Ин.3:8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Откр.3:20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

 

Иисус Христос есть Дух, и потому с тем, к кому Он войдет, вечерять Он будет не за кружкой чая, а за Словом Божиим.

Открыть дверку — это открыть сердце, а поскольку сердце находиться внутри, то и каяться нужно в первую очередь не за какие-то внешне проступки (это в какой-то степени является только первоначальным этапом), каяться в первую очередь нужно за свои мысли, чувства, желания, устремления, внутренние намерения, чрезмерные переживания, различные страхи, которыми ты раньше по незнанию наполнял или же в данный момент наполнил свой логос, а значит и свою душу.

Открыть дверку — это в первую очередь направить к Богу все свои внутренние устремления, а не внешние. Все внешнее — это в какой-то степени отражение внутреннего.

 

Иез.36:26 И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам (греч. и Дух новый ниспошлю на (в) вас); и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное (греч. мягкое).

 

Просто так Отец новые сердца не раздает, дверку все-таки нужно открыть самому. А такое может произойти только при личном устремлении к Богу.

Жизнь вечную человек обретает через накопление и исполнение Слова внутри себя, в себе самом.

 

1Ин.5:10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом;

 

То есть если человек всем сердцем своим, всем духом своим, всем умом своим будет обращаться к Слову, не поверхностно, а усердно вникать в Него, накапливать Его внутри себя, стремится пребывать в Нем постоянно, то рано или поздно его логос, сердце, начнет саморастворяться в Слове Божием, перемешиваться с Ним, и капелька сама по себе начнет наполнять пространство уже новым, каким-то особенно приятным, благим, иным ароматом.

И тогда человеку достаточно будет один раз причаститься, чтобы сохранить посеянное в сердце на долгие дни, месяцы и даже года.

Некоторые из святых удостаивались причастия Святых Христовых Тайн всего один, два, три раза за всю свою жизнь, и никому в последствии это не помешало назвать их святыми.

На самом деле они постоянно невидимым образом причащались Тела и Крови Христовых через вкушение Слова, пребывание в Нем и через молитву ко Христу, через общение со Христом, через твердое желание быть единым с Ним и пребывать только в Нем.

 

Ин.6.57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем (то есть как Я вкушаю Отца), так и ядущий Меня жить будет Мною.

 

Иисус не причащался Отца, как сейчас причащаются Тела и Крови Христовых, значит речь явно шла в первую очередь о чем-то другом. Речь шла о постоянном вкушении Слова Божьего, речь шла о плавании по Священному Писанию.

 

Преподобный Серафим Саровский

 

Надобно так себя приучить, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять жизнь свою.

Бывает иногда и так: здесь на земле приобщается, а у Господа остается неприобщенным; другой хочет приобщиться, но почему-нибудь не исполнится его желание, совершенно от него независимо. Такой невидимым образом сподобляется причастия чрез Ангела.

 

Как видите, дело вовсе не в обряде, а во внутреннем устремлении к Богу. Твоим ангелом может стать сам Христос. Всякий, у кого логос сформирован по подобию Логоса Иисуса Христа, ежедневно невидимым образом приобщается Христа в тот момент, когда прикасается к Слову, в мыслях, чувствах, образах, или же просто когда обращается ко Нему в молитвах.

 

Лк.22:19 сие творите в Мое воспоминание.

 

Без постоянного пребывания в Слове Божием, без мыслей о Христе, без должной отрешенности от этого мира прикасаться к Святыне нельзя.

 

Мф.7:6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

 

«Сие творите в Мое воспоминание» означает, что все мысли, все до одной до причастия, во время причастия и после причастия по возможности должны быть только о Христе, то есть ум человеческий должен быть наполнен только Словом Божиим, молитвами, обращенными ко Христу, помышлениями о Боге и ничем другим, или же хотя бы просто — ничем.

Вот так выглядят современные Иуды после причастия.

 

Ин.13:27 что делаешь, делай скорее.

Ин.13:30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

 

И пошел делать свои дела, обычные земные житейские дела… И день превратился во ночь. Как вы думаете, сколько таких? Только честно?

Хлеб есть Слово Божие. Кровь суть Дух Святой, которым это Слово пропитано. Хлеб и Кровь, Слово и Дух, Учение Иисуса Христа и Дух Учения Иисуса Христа, вот что мы в первую очередь должны вкушать с вами каждый день. Обряд причастия должен подтверждать внутреннее пребывание во Христе, а не заменять его. А в большинстве случаев он как раз-таки заменяет.

 

Ин.6:27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

 

Народ не мог не почувствовать небывалую благодать от вкушения преломленного хлеба и рыбы

 

Ин.6:26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.

 

однако это вкушение так и осталось для большинства неосознанным. Поэтому Господь им и сказал

 

Ин.6:27 Старайтесь не о пище тленной

 

Вкушение, хлеба и вина, Слова Божьего и Духа, которым пропитано это Слово, должно быть осознанным. Сердце — это логос, это то, из чего исходит все остальное. Сердце — это центр души, центром души является логос, дух, око. Сколько душу не вычищай, если сердце, дух, сознание не менять, то рано или поздно все будет возвращаться обратно, а если перестараться с очищением, то может стать и еще хуже.

 

Мф.12:45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

 

Сердце — это логос, это дух, это то, к чему мы стремимся, это идея. Логос — это идея, либо частично, либо полностью нас поглощающая.

 

Ин.1:1 В начале была идея, и идея была у Бога, и идея была Бог.