Глава 61: Чем отличается Дух Сына от Духа Отца? Есть ли отличие?

  • автор:

Бог Отец, как Логос, имеет Своего Духа Святого, и Сын, как малый Логос, также по аналогии с Отцом имеет Своего Духа Святого, которого мы сегодня именуем Утешителем, но который суть Дух Святой, облеченный в Дух (Логос) Иисуса Христа и слепленный, соединенный с обожествленной Им душою, а раз с душою, то поэтому и назван утешителем, поскольку именно душам часто нужно утешение в виде любви, нежности, ласки, заботы и оправдания. Духам же, часто нужен Свет, Свет Правды, Слово Божие, а также ощущение абсолютной закономерности бытия и всего происходящего. В общем: мир, тишина, спокойствие, умиротворение, ощущение Божественной воли и Божественного присутствия во всем и, конечно же, правда.

Это с одной стороны. С другой, если посмотреть перевод с греческого оригинала, то Дух Утешитель звучит как адвокат, заступник, защитник и явно более духовен, нежели душевен. Имеет, если так можно выразиться, мужское начало, мужское лицо. Имеет больше заступничество в слове, в истине, нежели в чувствах.

Возможно именно поэтому Иисус говорил о том, что Плоть Свою Он отдаст нам, то есть в какой-то степени и на каком-то уровне Он все-таки разделиться с Ней.

На заступницу в чувствах больше претендует Богородица, нежели Господь.

Видимо по причине того, что Православие призывает всех к заботе о своей душе (а душа — это в какой-то степени совокупность наших чувств), а к не рождению от духа, а также по причине некоторых неточных переводов с греческого, в которых думания (то есть мыслительная деятельность), заменены на чувстования (то есть на простое доброе отношение к ближним в чувствах) Дух Утешитель и назван был так.

 

Флп.2:5 Ибо в вас должны быть те же чувствования (греч. «думания»), какие и во Христе Иисусе

 

Да и сам Господь сказал.

 

Ин.14:18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

 

Как видите, говоря приду, Господь утверждает, что Дух Утешитель, Дух Заступник, Дух Свидетель, Дух Адвокат, который придет — это Он Сам и есть.

 

Ин.14:16—18 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

Ин.15:26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

Ин.16:14—15 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

 

Дух Святой, который от Отца исходит, но все же входя в этот мир через Христа, приобретает некоторые свойства или оттенки, которые свойственны и присуще только Христу.

По аналогии с тем, как Дух Христов в Православии по некоторым Своим свойствам отличается от Духа, присущего Католичеству, внутри, по сути своей, остается неизменяемым. То есть можно сказать, что любому духу свойственно в какой-то степени преломляться через призму верований и догматов как подающей, так и принимающей его стороны.

И, конечно же, ощущения и результат от прикосновения к духу, переданному через православного священника, будут отличаться от ощущений и результата от прикосновения к духу, переданного через священника католического. Если это не так, то тогда совершенно нет разницы, где причащаться, в православном храме, католическом или в общине у протестантов.

Это, с одной стороны, но если брать глубинно, то, да, конечно, первоначальная суть Духа Христова будет везде одна и та же,

 

1Кор.1:13 Разве разделился Христос?

 

а если брать еще глубже, под самый корень, ничем не отличаться и от Духа Отца.

 

Ин.12:44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

Лк.9:48 и сказал им: кто примет сие дитя (духа, посланного мною) во имя Мое, тот Меня (Духа Христова) принимает; а кто примет Меня (Духа Христова), тот принимает Пославшего Меня (Духа Святого); ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.

 

Меньше всех, как мы уже выяснили, — это Дух Отца. Большинство цепляется за форму, поэтому и столько внешних разделений.

Согласно Священному Писанию любая церковь — это подобие светильника. Светильник же суть дух, а поскольку церкви отличаются одна от другой, значит и дух, который формирует каждая из этих церквей имеет свойства, качества, оттенки, присущие только каждой из них по отдельности. Церкви, по сути своей, внутри оставаясь едиными, снаружи могут светиться абсолютно любым из седмижды семидесяти цветов.

 

Мф.18:21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.

 

Петр здесь без каких-либо сомнений символизирует Православную церковь. Братья, о которых он спрашивает, символизируют все другие церкви, а также различные собрания верующих.

И даже если мы, к примеру, возьмем бескрайние просторы Вселенной, и станем утверждать, что все звезды — это есть ни что иное, как рожденные в определенных точках Вселенной Логосы, Сыны Божии, находящиеся в непрерывном единстве с Отцом и друг с другом, то мы не сможем однако при этом сказать, что все эти звезды одинаковы по цвету, по размеру, массе и имеют одинаковую степень воздействия на окружающее их пространство, а уж тем более на друг друга.

 

1Кор.15:40—41 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.

 

Если Солнце относят к звездам желтого типа, то, как известно, Сириус уже относят к звездам голубого. Свет, излучаемый каждой звездой, имеет свойства, качества, оттенки, присущие только каждой из них по отдельности. Но не в свете дело и не в размерах, а в том какую информацию они излучают и, конечно же, в степени единства с Отцом.

Истина нам дана для того, чтобы мы могли охватить как можно больше всевозможных теорий, сохранив при этом суть.